Циркуляционные насосы
Циркуляционные насосы
В качестве циркуляционных насосов на современных тепловых электростанциях применяют крупные горизонтальные центробежные насосы типа «НД» и «Д» с рабочими колесами двухстороннего входа, вертикальные центробежные насосы типа «В» и осевые марок «О» и «ОП». На рис. 6.9 изображен насос НД. Эти насосы применяются для подачи чистых жидкостей с температурой до 100 °C. Подача таких насосов от 90 до 12500 м3/ч при напорах от 10 до 80 м. Корпус 1 и рабочие колеса выполнены из чугуна. Всасывающий и напорный патрубки расположены в нижней части корпуса и направлены в противоположные стороны, что упрощает разборку насоса. В качестве опор применяются либо подшипники качения, либо подшипники скольжения 2. Осевые усилия воспринимаются сдвоенным радиально-упорным подшипником. Смазка подшипников кольцевая. Вал 4 уплотняется мягкой набивкой, между которой для предупреждения подсоса воздуха (в случае разрежения на всасывании) устанавливается гидравлическое кольцо, куда подводится вода от напорной части насоса. Соединение валов насоса и двигателя осуществляется с помощью упругой кольцевой муфты.
На рис. 6.10 изображен центробежный насос типа «В». Насос одноступенчатый, консольный, рассчитан на подачу холодной воды от 5500 до 54000 м3/ч при напорах 25,6—90 м. Корпус 5 и рабочее колесо 4 — чугунные. Входной патрубок расположен вдоль оси насоса вниз, напорный — горизонтально под 90° к его оси. Уплотнение рабочего колеса осуществляется с помощью стального уплотнительного кольца на колесе и чугунного — в корпусе. Вал 8 уплотняется мягкой набивкой. Поверхность вала под сальниками имеет защитные втулки или наплавляется легированной сталью. Опорный подшипник 11 с лигнофолевыми вкладышами располагается в верхней крышке насоса. Смазка его осуществляется перекачиваемой жидкостью. Осевое усилие воспринимается пятой двигателя. Соединение вала насоса с валом двигателя осуществляется с помощью жесткой муфты либо с помощью фланцев.
На рис. 6.11 изображен осевой насос типа «ОП». Насос типа «ОП» от насоса «О» отличается только тем, что первый имеет поворотные лопасти рабочего колеса. Корпус насоса состоит из стальной камеры рабочего колеса, состоящей из двух половин, чугунной камеры выправляющего аппарата и коленообразного (под 120°) отвода с опорными лапами. Отвод выполнен заодно с опорным узлом верхнего подшипника и уплотнительного сальника. Для небольших насосов он изготовляется цельнолитым, а для больших — сварным. Опорой камеры рабочего колеса служит чугунное фундаментное кольцо, забетонированное в стену насосной станции. Камера рабочего колеса для насосов «ОП» имеет сферическую, а для насосов «О» — цилиндрическую форму. Стальное рабочее колесо 3 имеет, в зависимости от модификации насоса, от 2 до 6 лопастей. Вал насоса стальной, кованный. Опорные поверхности вала и поверхности в месте уплотнения имеют облицовочные рубашки или металлизируются легированной сталью. Втулка рабочего колеса внизу имеет обтекатель. Опорами вала служат дра подшипника — верхний и нижний с резиновыми или лигнофолевыми вкладышами. Нижний подшипник смонтирован в камере выправляющего аппарата. Смазка подшипников осуществляется перекачиваемой водой. Перед пуском верхний подшипник прокачивается водой от технического водопровода. Для осмотра нижнего подшипника в отводе предусмотрен смотровой люк. Вал уплотняется мягкой набивкой, обычно это кольца просаленного хлопчатобумажного шнура.
Осевая сила воспринимается пятой электродвигателя. Вал насоса с валом двигателя соединяются фланцами. Механизм поворота лопастей насосов «ОП» размещен внутри корпуса рабочего колеса и приводится в действие от специального привода в верхней части вала насоса.
Насосы данного типа изготовляются на подачи от 750 до 65000 м3/час и напор от 1,3 до 22 м, причем изменение напора достигается заменой рабочего колеса и выправляющего аппарата в том же корпусе насоса.
Подводящими устройствами служат коленчатые подводы для больших насосов и камерные для малых (с диаметром рабочего колеса меньше 1 м). Основные параметры и области использования насосов «О» и «ОП» показаны на рис. 6.12.