Business is booming.

Шум в вентиляторах и борьба с ним

0

Шум в вентиляторах и борьба с ним

Важной характеристикой вентиляторов, оказывающей существенное влияние на долговечность установки и здоровье обслуживающего персонала, являются шумовые свойства. Источниками шума в газо-воздушных машинах могут быть аэродинамические явления, связанные с обтеканием элементов машины потоком, и механические колебания деталей конструкций машин. Различают два вида шума — аэродинамический и механический.

Аэродинамический шум связан с аэродинамикой потока в проточной части машины и с характером течения в элементах воздухогазо-водов. В самой машине он возникает, главным образом, в результате образования и срыва вихрей с обтекаемых элементов, возмущения потока вращающимися лопастями и неоднородности потока на входе вследствие влияния конечного числа лопастей и наличия плохо обтекаемых элементов машины. Специфический шум, вызываемый срывом потока с лопастей при помпаже, также относится к аэродинамиче-

но

Тогда

Эта скорость должна лежать в пределах 30—50 м/с. Окружая скорость рабочего колеса

скому шуму. Шум в газо-воздуховодах образуется в основном в результате гидравлических сопротивлений. Механический шум и шум, возникающий в воздуховодах, составляют ничтожную долю по сравнению с аэродинамическим шумом в самой машине.

Известно, что шум при распространении в среде создает звуковое давление, величина которого измеряется в децибелах (дБ). Шум зависит от звукового давления. Чем больше это давление, тем сильнее шум. Чувствительность человеческого уха определяется как величиной звукового давления, так и частотой колебаний. Оба эти фактора учитываются понятием громкости, которая измеряется в фонах. За эталон принимается звук с частотой 1000 Гц. Наибольшая громкость наблюдается при частотах в диапазоне 500—6000 Гц. Шум, соответствующий уровню громкости 120 фон, является предельным для человеческого уха, выше которого может произойти повреждение слухового аппарата человека.

Для сравнения шумовых качеств двух различных вентиляторов, работающих на одну и ту же сеть, т. е. создающих одинаковые давления и подающих одинаковое количество воздуха, вводится критерий шумности, зависящий от подачи и давления. Численные значения критериев шумности лежат в диапазоне 14—36 дБ.

Высокоэкономичные центробежные вентиляторы с лопастями, загнутыми назад, обладают лучшими акустическими характеристиками по сравнению с вентиляторами, имеющими лопасти, загнутые вперед, и осевыми вентиляторами. Критерий шумности вентиляторов с лопастями, загнутыми назад, лежит в диапазоне 16—18 дБ. При заданной сети уменьшение подачи приводит к резкому снижению уровня шума. Снижение шума можно достичь также за счет уменьшения местных потерь. Неудовлетворительные условия входа на рабочее колесо приводят к возрастанию критерия шума, ухудшается тональность звука, превращающаяся в вой. Поэтому шум осевого вентилятора более неприятен для человеческого организма, чем шум центробежного даже при одинаковых уровнях шума.

Для снижения аэродинамического шума необходимо уменьшить окружную скорость рабочего колеса. Все обтекаемые элементы машины должны иметь аэродинамическую форму. В осевых вентиляторах выступающие части желательно располагать как можно дальше от рабочего колеса. На входе в вентилятор необходимо иметь плавный коллектор. Увеличение густоты решетки и уменьшение коэффициента подъемной силы также способствуют понижению шума. Снизить шум можно за счет сокращения числа лопастей рабочего колеса и увеличения лопастей направляющего аппарата. Применение фасонных деталей и арматуры аэродинамической формы способствует снижению гидравлических сопротивлений сети и уменьшению шума.

Для снижения механического шума, если позволяют условия (небольшое давление и небольшая окружная скорость), рекомендуется в качестве опор применять подшипники скольжения. Если применяются шарикоподшипники, то последние должны иметь плотную посадку. Ротор вентилятора должен быть хорошо отбалансирован. С целью ослабления вибрации кожуха его следует оштукатурить по сетке либо покрыть листовой пробкой с хлопчатобумажной тканью. Передачи должны работать бесшумно. Если соединение вала вентилятора с приводом осуществляется с помощью эластичной муфты, то необходимо строго соблюдать соосность валов, не допускать их биения. Во всех случаях шум двигателя должен быть меньше шума вентилятора.

В том случае, когда принятые меры в процессе проектирования не дают положительных результатов, то для уменьшения шума прибегают к дополнительным мерам, позволяющим снизить шум. С этой целью кожух вентилятора, двигатель, воздухогазоводы облицовывают звукопоглощающими материалами, а в отдельных случаях прибегают к установке в воздуховодах специальных глушителей, представляющих собой расширительные камеры.

Leave A Reply